URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Баксанский О.Е., Самойлова В.М. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения Обложка Баксанский О.Е., Самойлова В.М. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения
Id: 167009
399 р.

Современная психология:
теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения. Кн.3

URSS. 2013. 368 с. ISBN 978-5-397-03889-8. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Систематическое изучение психологии --- неотъемлемая часть отечественного профессионального медицинского образования. Впервые в одной книге в общем методологическом плане изложены все разделы психологии, изучение которых предусмотрено новым Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для медицинских специальностей. В учебнике рассматриваются вопросы общей, социальной, возрастной и медицинской... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение. Аффективная сфера личности и психология общения
Глава 1.Эмоциональные явления

Основные вопросы темы: понимание эмоций, сферы проявления эмоций, функции эмоциональных явлений, классификация эмоций, основные классы эмоций, фундаментальные эмоции, теории происхождения эмоций, значение эмоций для здоровья человека, психосоматические расстройства, теории происхождения заболеваний психосоматической специфичности, эффективные способы борьбы с патогенными эмоциями.

 1.1.Современные представления об эмоциях
 1.2.Эмоции и познавательные процессы
 1.3.Сферы проявления эмоций
 1.4.Функции эмоций
 1.5.Факторы, определяющие эмоции
 1.6.Классификация эмоций
 1.7.Современные параметры анализа эмоциональных состояний
 1.8.Классы эмоциональных явлений
 1.9.Основные фундаментальные эмоции человека
 1.10.Физиологические основы эмоций
 1.11.Уровни эмоционально-личностной сферы
 1.12.Теории эмоций
 1.13.Влияние эмоций на здоровье человека
 1.14.Психологические концепции возникновения психосоматозов
 1.15.Эффективные способы борьбы с патогенными эмоциями
 1.16.Боль и ее значение для эмоционального состояния больного
 1.17.Воля
Глава 2.Личность

Основные вопросы темы: понятие личности; понимание личности в различных психологических школах; понятия индивид, личность, индивидуальность; компоненты, составляющие личность; структура личности в отечественной психологии; типологии личности; индивидуальные особенности: характер, способности, темперамент.

 2.1.Личность – предмет междисциплинарного исследования
 2.2.История исследований личности
 2.3.Подходы к рассмотрению личности
 2.4.Теории личности, значимые для медицины
 2.5.Личность и общество
 2.6.Структуры личности
 2.7.Индивидуальные особенности личности
 2.8.Формирование личности
Глава 3.Психологическая защита

Основные понятия темы: психологическая защита, защитные автоматизмы, защитные реакции, роль и функции психологической защиты, виды психологических защит, эффективные и неэффективные защиты, копинг-поведение, копинг-cтратегии.

 3.1.История вопроса
 3.2.Роль психологической защиты
 3.3.Виды защитных механизмов
 3.4.Осознанные стратегии совладания
 3.5.Психотерапевтическая работа с защитными механизмами
Глава 4.Психология общения

Основные вопросы темы: понятие общение, функции и структура общения, смыслы общения, средства общения, развитие общения в онтогенезе, стратегии общения, этапы общения, коммуникация, интеракция и ее проявления, типы и механизмы психологического воздействия, тактики и техники общения, особенности общения в медицине.

 4.1.Определение общения
 4.2.Структура общения
 4.3.Некоторые правила и техники эффективного общения
 4.4.Перцептивная сторона общения
 4.5.Общение в медицине
Глава 5.Психология группы. Межличностные отношения

Основные вопросы темы: понятие группы, виды групп, взаимодействие людей в группе, лидерство и руководство, стадии развития группы, личность и группа, социально-психологический климат мед. учреждения.

 5.1.Определение группы
 5.2.Виды групп
 5.3.Малые группы
 5.4.Индивидуальный состав группы (композиция)
 5.5.Групповые нормы
 5.6.Каналы коммуникации
 5.7.Психологический климат (структура неофициальных эмоциональных отношений)
 5.8.Групповая динамика
 5.9.Конфликты
 5.9.Использование теоретических знаний о группе в медицинской практике
Практические задания
 Тема 1.Эмоциональные явления
  Основные понятия темы
  Контрольные вопросы по теме
  1.1.Виды эмоциональных явлений
  1.2.Положения основных психофизиологических теорий
  1.3.Уровни анализа психических состояний и их показатели
  1.4.Этапы сложного волевого действия
  Игровые задания
  Тестовые задания по теме
  Психологические задания по теме
 Тема 2.Личность
  Основные понятия темы
  Контрольные вопросы к теме
  2.1.Система признаков человека (по В. И. Гинецинскому)
  2.2.Схема онтогенетического подхода
  2.3.Структура личности по С. Л. Рубинштейну
  2.4.Иерархическая структура личности по К. К Платонову
  2.5.Структура личности по К.К Ковалеву
  Игровые задания
  Тестовые задания по теме
  Психологические задания по теме
 Тема 3.Индивидуально-психологические особенности личности
  Основные понятия темы
  Контрольные вопросы по теме
  3. 1.Общая структура способностей
  3.2.Формирование характера
  3.3.Взаимосвязь черт характера и черт личности (по К. К. Платонову)3
  Игровые задания
  Тестовые задания по теме
  Психологические задания по теме
 Тема 4.Защитные механизмы
  Основные понятия темы
  Контрольные вопросы к теме
  4.1.Структура защитного механизма
  4.2.Структурная модель эмоций – защитных механизмов – личностных развитий
  Игровые задания
  Тестовые задания по теме
  Психологические задания по теме
 Тема 5.Общение
  Основные понятия темы
  Контрольные вопросы по теме
  5.1.Составляющие слушания
  5.2.Виды слушания
  Игровые задания
  Тестовые задания по теме
  Психологические задания по теме
 Тема 6.Психология группы
  Основные понятия темы
  6.1.Психология группы
  6.2.Лидер и руководитель
  6.3.Психологические различия людей в конфликтах
  Игровые задания
  Тестовые задания по теме
  Психологические задания по теме
Ответы к тестовым заданиям
Заключение
Список рекомендуемой литературы

Введение
top
Аффективная сфера личности и психология общения

Понятие "личность" раскрывает социально-психологическую сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Личностью человек становится под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность (в узком смысле) – это субъект решения проблем, выбора, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы, это субъект культуры. Личность может проявляться там, где человек сталкивается с проблемами, конфликтами.

Свобода личности, или свобода выбора, воли, определяется возможностью человека осуществлять выбор того или иного варианта поведения, порой вопреки социальным обстоятельствам или собственным влечением.

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и групп Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни Социальная среда зависит от типа общественно-экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.

Таким образом, общественно-экономическая формация формирует данную социальную среду, порождающую той или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и поведения. Следовательно, общественно-экономическая формация – социальная среда – образ жизни – личность – таков принципиальный путь формирования личности.

Различие людей между собой многопланово: это и различия убеждений и интересов, знаний и опыта, способной и умений, темперамента и характера. И тем не менее, функционирование психики всех людей подчиняется общим закономерностям: у всех имеется память, эмоции и другие психические процессы.

Социальная установка связана с целым рядом психических свойств и процессов, таких, как восприятие и оценка ситуации, мотивация, принятие решений и поведение Социальные установки личности являются продуктом столкновения потребностей и ситуаций их удовлетворения, которые закрепляются в личностной структуре в результате опыта.

Основная функция установки – регуляция социального поведения индивида. Когда говорят о системе социальных установок личности, то, с точки зрения социальной и личностной значимости, отдельные социальные установки образуют своего рода иерархическую структуру.

Следует сказать несколько слов о некоторых видах или типах социальных установок. Прежде всего, часто выделяется в особый вид так называемая перцептивная установка, означающая предрасположенность индивида к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности. Другие две важные разновидности социальной установки – это стереотип и предрассудки. От обычной социальной установки стереотипы и предрассудки отличаются, прежде всего, содержанием своего когнитивного компонента.

Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Причинами возникновения стереотипов обычно бывают недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-либо причинам процессов ее развития.

Предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде. Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияние соответствующей среды.

Наиболее характерной особенностью восприятия на основе стереотипов и предрассудков является деление людей на "своих" и "чужих", при этом "своим" приписываются отличия по положительным качествам, а "чужие" наделяются негативными оценками.

В психологии под социализацией обычно понимается процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация происходит под влиянием разных факторов – это и целенаправленные воспитательные воздействия на индивида со стороны других людей и общественных институтов, и стихийные воздействия на него различных жизненных обстоятельств. Понятие "социализации" неразрывно связано с представлениями о личности и о характере ее отношений с обществом.

В сфере общения социализация происходит в ходе постепенного расширения круга общения, углубление самого процесса общения, связанного с изменением его содержания и форм. В сфере самосознания социализация выступает в плане формирования образа самого себя. Идентификация представляет собой процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Это механизм социализации личности, осуществляющий "присвоение" индивидом своей человеческой сущности. Идентификации обычно противопоставляется обособление – механизм индивидуализации личности, воплощенный в стремлении человека выделиться из числа других, закрыться отстраниться.

По сути, социализация представляет собой процесс формирования личности. Он начинается с момента рождения индивида и продолжается в течение всей его жизни, хотя в старости этот процесс приобретает иногда регрессивный характер.

Одним из ведущих и определяющих механизмов социализации личности выступает психологическая адаптация. В процессе социально-психологической адаптации человек стремится достичь гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности По мере ее осуществления повышается адаптивность личности, т. е. степень приспособленности ее к жизни в социуме.

Противоположная адаптивности характеристика – дезадаптивность личности бывает нескольких типов:

устойчивая ситуативная дезадаптивность, характеризуется отсутствием у личности механизмов приспособления, когда есть желание, но нет умения адаптироваться;

временная дезадаптивность, при которой имеет место нарушения баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности;

общая устойчивая дезадаптивность, представляющая собой состояние постоянного напряжения, неудовлетворенности, активизирующее бессознательные патологические защитные механизмы психики.

Таким образом, социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии его с другими людьми и обществом в целом.

Психологическая защита – система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я. З. Фрейд, первый приступивший к проблеме психологических конфликтов, трактовал их как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами. В дальнейшем в результате многочисленных исследований, проведенных прежде всего в рамках клинической практики, были выделены различные виды механизмов психологической защиты. За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Но нерешенные проблемы приобретают хронический характер, так как человек лишает себя возможности активно воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных переживаний.

Психологическая защита – сложное явление. С одной стороны оно оберегает психику от стрессов и, в конечном итоге, от разрушения, но, с другой стороны, психологическая защита тормозит личностный рост, искажает восприятие реальности человеком.

Главный смысл социализации заключается в актуализации "Я", раскрытие потенциалов личности, развитие ее индивидуальности как социального существа. Насколько социально зрелой и гармоничной является личность, оценивается широта ее социализации.

В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности:

1) биологический (развитие личности представляет собой развертывание генетической программы);

2) социологический (личность представляет собой продукт культурно-исторического развития);

3) индивидуально-психологический (на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т. д.);

4) социально-психологический и др. (на основе механизмов социализации личности).

Социально-психологическая структура личности включает:

- мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь),

- когнитивные характеристики (картины мира);

- социально-психологическую компетентность личности;

- статусно-ролевые характеристики личности;

- эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности.

Существуют различные социально-психологические теории личности:

- психодинамические,

- бихевиористские,

- когнитивные,

- гуманистические,

- ролевые теории личности,

- теорию Маслоу о самоактуализации "Я",

- теории зеркального "Я" ("Я-концепцию"),

- экзистенциальные.

Все эти подходы принимают во внимание многогранную природу личности, наделенную когнитивной и аффективной сферами. Первая была рассмотрена в предыдущем томе, а в этом томе мы обратимся к рассмотрению человеческой субъективности, то есть к обсуждению эмоциональной сферы личности, которая традиционно тесно связана с такой темой психологии личности как психологические защиты.

[...]


Об авторах
top
dop Олег Евгеньевич БАКСАНСКИЙ

Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. Преподает философские, естественно-научные, психологические и социологические дисциплины в Российском экономическом университете им. Г.В.Плеханова, Первом московском государственном медицинском университе им. И.М.Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И.Пирогова, Московском физико-техническом институте (государственном университете), Московском педагогическом государственном университете, Государственной классической академии им. Маймонида, Государственном академическом университете гуманитарных наук, на кафедре философии Института философии РАН. Автор более 250 научных трудов, в том числе 13 монографий. Область научных интересов – когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология и философия науки. Специалист по подбору, обучению и мотивации персонала. M.A.NLP, сертифицированный тренер. Работал в ряде отечественных и зарубежных компаний в качестве директора по управлению человеческими ресурсами. В настоящее время занимается HR-консультированием крупных российских и зарубежных компаний. Автор и преподаватель курса MBA "Управление человеческими ресурсами".

dop Вера Михайловна САМОЙЛОВА

Кандидат психологических наук, доцент. Преподает психологические дисциплины на кафедре общей психологии и педагогики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова, а также на кафедре педагогики и медицинской психологии Первого московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова. В 1985 г. окончила дефектологический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина, в 1993 г. – психологический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова по специальности "клиническая психология". В 2001 г. защитила кандидатскую диссертацию по детской нейролингвистике на базе МГУ. На протяжении долгого времени работает в различных практических медицинских и образовательных учреждениях Москвы. Автор более 50 научных работ. Последние 10 лет работает в высших учебных заведениях, передавая свои знания и практический опыт студентам, а также преподавателям медицинских вузов в рамках курсов постдипломного профессионального образования и повышения квалификации. Область научных интересов – нарушения речевого и интеллектуального развития детей и подростков, педагогика высшей школы.