URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Баксанский О.Е., Самойлова В.М., Ивашкина М.Г., Казарян М.Ю., Савова М.Р., Снежкова Н.Н. Актуальные вопросы психологии: Компетентностный подход в преподавании психологии Обложка Баксанский О.Е., Самойлова В.М., Ивашкина М.Г., Казарян М.Ю., Савова М.Р., Снежкова Н.Н. Актуальные вопросы психологии: Компетентностный подход в преподавании психологии
Id: 258138
566 р.

Актуальные вопросы психологии:
Компетентностный подход в преподавании психологии. Изд. стереотип.

URSS. 2020. 240 с. ISBN 978-5-9710-7298-0.
Типографская бумага

Аннотация

Одним из базовых элементов в построении профессионального мировоззрения врача является проблема формирования когнитивной карты реальности --- начиная от многочисленных аспектов отношения к миру до научного мировоззрения в целом, что находит окончательное выражение в профессиональном самоопределении. Психологическая грамотность играет в этом процессе определяющую роль.

Систематическое изучение психологии --- неотъемлемая часть... (Подробнее)


Содержание
top

Введение

Формирование клинического мышления в процессе подготовки врача (Баксанский О.Е., Самойлова В.М.)

Педагогические технологии в целостном образовательном процессе (Казарян М. Ю., Самойлова В. М.)

Использование активных методов обучения на лекционных занятиях в медицинском вузе (Баксанский О. Е., Самойлова В. М.)

Групповые аудиторные занятия в медицинском вузе с применением интерактивных технологий (Самойлова В. М., Снежкова Н. Н.)

Учебные пособия для медицинского вуза (Самойлова В. М., Ивашкина М. Г.)

Формирование профессионализма: когнитивный подход (Баксанский О. Е.)

Психологический портрет студента и профилактика эмоционального выгорания врача – педагога в медицинском вузе (Ивашкина М. Г.)

Совершенствование речевого мастерства преподавателя медицинского вуза (Мастерство публичного выступления) (Савова М. Р.)

Заключение


Введение
top

Перспективный облик науки в среднесрочной перспективе во многом зависит от того, каким образом и в какой срок будут осуществлены мероприятия по модернизации функций, структуры управления и финансирования научных исследований.

<...>

О.Е. Баксанского и В.М. Самойловой "Современная психология: теоретические подходы и методологические основания", выпущенным издательством URSS в 2013 г и предназначенном для аспирантов, соискателей и студентов медицинских вузов, а также студентов различных специальностей и всех тех, кто интересуется основаниями психологии.

Впервые в одной книге, в общем методологическом плане изложены все разделы психологии, изучение которых предусмотрено новым Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для медицинских специальностей. В книге рассматриваются вопросы общей, социальной, возрастной и медицинской психологии.

Вместе с тем значительное внимание уделено достижениям современной психологии, особенно ее когнитивному направлению. В книге последовательно излагаются теоретические и эмпирические основы когнитивного подхода, представлен анализ таких разделов, как репрезентация знаний, обработка информации и когнитивные карты.

Органической частью учебника является "Практические задания по психологии", предназначенный для студентов медицинских специальностей, изучающих базовый курс психологии. Содержание практикума согласуется с ФГОС ВПО по медицинским специальностям и тесно взаимосвязано с теоретическим материалом. Его цель – закрепить базовые психологические понятия и наиболее важные для профессиональной деятельности знания.

Однако, естественно, в силу сложности поставленных вопросов, они требуют более детального и подробного рассмотрения с точки зрения решения практических задач, стоящих перед будущим врачом.

Баксанского О.Е., в которой предполагается обсудить конкретные вопросы, связанные как с профессиональной подготовкой студентов медицинских вузов, так и комплекса задач повышения квалификации врачей, особенно в контексте компетентностной парадигмы современного высшего образования (более подробно мы коснемся этого вопроса в "Заключении" к настоящему тому, который посвящен основам психолого-дидактической компетентности преподавателя медицинского вуза).

Первый раздел, написанный профессором Баксанским О.Е. и доцентом Самойловой В.М., посвящен формирование клинического мышления будущего врача. Термин "клиническое мышление" хорошо известен каждому специалисту, профессия которого связана каждодневным трудом у постели больного Перед преподавателями ставится задача научить студента медицинского вуза клиническому мышлению еще до получения диплома.

<...>

Следующий раздел, написанный старшим преподавателем Казарян М.Ю. и доцентом Самойловой В.М., посвящен анализу и обсуждению дидактических технологий в целостном образовательном процессе. Дидактика (как наука о закономерностях образовательного процесса) на протяжении своей истории стремится разрабатывать практические пути совершенствования результативности педагогического процесса. При этом было обнаружено, что эффективность образования повышается, если деятельность по развитию, воспитанию и обучению человека осуществляется систематически, целенаправленно, в специально организованных условиях и в целостном взаимодействии компонентов педагогического процесса.

<...>

Необходимым продолжением этого раздела является написанная профессором О.Е. Баксанским и доцентом В.М.Самойловой глава об использовании активных методов обучения на лекционных занятиях в медицинском вузе. В настоящее время вместо термина "активные методы обучения" используется другой – интерактивное обучение, под которым подразумевается обучение, основанное на активном взаимодействии субъектов педагогического процесса. По своей сущности это один из вариантов коммуникативных технологий. Иначе говоря, интерактивное обучение – обучение с хорошо организованной обратной связью участников педагогического процесса, двусторонним обменом информации между ними.

Савовой М.Р.


Об авторах
top
photoБаксанский Олег Евгеньевич
Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Физического института им. П. Н. Лебедева РАН, профессор РАН. Преподает физику, математические методы в психологии и социологии, а также естествознание и методологию естественно-научного познания в Московском физико-техническом институте (государственном университете), Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», Московском педагогическом государственном университете, Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова, Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н. И. Пирогова. Автор более 400 научных трудов, в том числе 26 монографий, среди которых: «Моделирование и когнитивные репрезентации», «Методология науки: когнитивный анализ», «Когнитивные науки: междисциплинарный подход», «Когнитивное конструирование реальности: философия образования» (М.: URSS), «Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные» (М.: URSS), «Технологии манипуляций массами: реклама, маркетинг, PR, GR (когнитивный подход)» (М.: URSS).

Область научных интересов: физика, математика, естествознание, когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология и философия науки, конвергентные технологии. Специалист по подбору, обучению и мотивации персонала. M.A.NLP, сертифицированный тренер. О. Е. Баксанский имеет богатый и успешный опыт участия в социологических и электоральных кампаниях с начала 90-х годов XX века, а также эффективную практику участия в выборных кампаниях в Российской академии наук начиная с 2003 г.

photoСамойлова Вера Михайловна
Кандидат психологических наук, доцент. Преподает психологические дисциплины на кафедре общей психологии и педагогики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, а также на кафедре педагогики и медицинской психологии Первого московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова. В 1985 г. окончила дефектологический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, в 1993 г. — психологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова по специальности «клиническая психология». В 2001 г. защитила кандидатскую диссертацию по детской нейролингвистике на базе МГУ. На протяжении долгого времени работает в различных практических медицинских и образовательных учреждениях Москвы. Автор более 50 научных работ. Последние 10 лет работает в высших учебных заведениях, передавая свои знания и практический опыт студентам, а также преподавателям медицинских вузов в рамках курсов постдипломного профессионального образования и повышения квалификации. Область научных интересов — нарушения речевого и интеллектуального развития детей и подростков, педагогика высшей школы.