URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Никифорова М.Е. Планетарное КАТОЛИЧЕСТВО: Ватикан и глобализация Обложка Никифорова М.Е. Планетарное КАТОЛИЧЕСТВО: Ватикан и глобализация
Id: 99483
560 р.

Планетарное КАТОЛИЧЕСТВО:
Ватикан и глобализация

URSS. 2010. 320 с. ISBN 978-5-397-01002-3.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Настоящая книга является результатом двухлетней исследовательской работы. В ней на основании анализа богословских источников Католической церкви, а также открытых источников информации, выявляется концепция "планетарного католичества" --- современной стратегической доктрины Ватикана и ее применения на практике. Краткий экскурс в историю взаимоотношений двух церквей (Православной и Католической) помогает читателю лучше сориентироваться в материале... (Подробнее)


Оглавление
top
К читателю
Часть I. Введение
Глава 1.Православие и католичество – две ветви одного дерева
 Так появились Соборы
 Схизма 862–880 годов
 Год 1054
 Русь: выбор пути
 Меч духовный и не только
 От Второго Рима – к Третьему
 Антонио Поссевино – миссия невыполнима
 Время уний
  Флорентийская уния
  Брестская уния 1595–1596 годов
 СССР и Ватикан
Глава 2.Русское католичество
 Петербургская уния
 Ассумпционисты
 "Соловьевцы" и "Слово истины"
 Экзарх Леонид Ф\"едоров
 Община Абрикосовых
Часть II. Планетарное католичество
Глава 3."Вечный пастырь" Первого Ватиканского Собора
 Год 1729
 Римский Папа и Восточные Патриархи
 Первый Ватиканский Собор
Глава 4.Письма римского Льва
 "Grande munus" – "Великая обязанность"
 "Praeclara gratulationis" – "Великая радость"
 "Orientalium dignitas Ecclesiarum" – "О достоинстве Восточных Церквей"
Глава 5.Что такое экуменизм, или Пионеры католического экуменизма
Глава 6."Души смертных" Пия XI
 Немного о Пие X
 "Война" Пия XI
Глава 7.Планетарный охват Второго Ватиканского Собора
 "Недолгий Папа"
 Папа и коммунизм
 "Миланский Гамлет"
 Второй Ватиканский Собор
 Догматическая Конституция о Церкви "Lumen gentium"
  Задача и уникальность Католической церкви
  Доктрина о Народе Божием (Новом Израиле)
  Учение о Папе и епископате, или почему католики никогда не откажутся от Папы Римского
  Апостольство мирян
  Декрет о Восточных Католических Церквах ("Oruentalium ecclesiarum")
  Декрет об экуменизме ("Unitatis redintegratio" – "Восстановление единства")
  Декларация об отношении к нехристианским религиям ("Nostra aetatae" – "В наш век")
  Декрет о миссионерской деятельности Церкви ("Ad gentes" – "К народам")
Глава 8.Его высокопреосвященство архиепископ Марсель Лефевр
 Лефевр – раскольник или спасатель?
 Крах 1969 года
 Архиепископ Лефевр и Второй Ватиканский Собор
 Лефевр и экуменизм
Глава 9.Романтический Папа
 Картина мира Кароля Войтылы
  Кирилл и Мефодий – покровители Европы
  Русские в картине мира Кароля Войтылы
 "Orientale lumen" ("Свет с Востока")
 "Ut unum sint" ("Да будут все едино")
 "Redemptoris missio" ("Миссия Искупителя")
 Немного о политике
Глава 10.Мир по Ратцингеру
 Рanzer kardinal (панцирный кардинал)
  "Mysterium Ecclesiae" ("Таинство Церкви")
  "Ответы на некоторые вопросы, касающиеся учения о Церкви"
  "Communionis notio" ("О смысле единения")
  "О некоторых аспектах евангелизации"
 limbus infantium (лимб младенцев)
 Ратцингер и традиция
 Ратцингер и Европа
 Ратцингер и Америка
 Ратцингер и Китай
 Ратцингер и ислам
 Ратцингер и государство
 Ратцингер и постхристианство, или что же такое секуляризация?
 Немного статистики, или секуляризация в цифрах
 Ратцингер и идеологии
 Цивилизация любви
Глава 11.Немного об экуменической доктрине сегодня
 Правило по применению принципов и норм по экуменизму
 Руководство по духовному экуменизму
 Торонтская декларация 1950 года, или Почему Католическая церковь не вступила во Всемирный Совет Церквей
 Да будут все едино. Призыв к единству сегодня
Часть III. Диалог любви – диалог истины
Глава 12.Фанар–Рим: два диалога
 Константинопольская энциклика 1920 года
 Отмена анафем
 Преемники Афинагора
Глава 13.Фрайзинг–Мюнхен–Баламанд
Глава 14.Равенна
Часть IV. Реальная политика
Глава 15.Перипетии в отношениях
 Феномен Кондрусевича
 Каноническая территория – что это?
 2002 – год великого скандала
 Встреча
 Патриарх Запада, или Пятый титул
Глава 16.Немного о католиках в России, или Реальная политика в действии
 Драма дона Бернардо
 План Пецци
 Немного географии и математики
 Ордена и движения
  "Христианская Россия" и "Общение и освобождение"
  Информационное агентство "Благовест"
  "Каритас"
  "Опус Деи" ("Дело Божье")
  Иезуиты (SI) (Общество Иисуса)
  Доминиканцы (ОР)
  Сестры Святого Доминика
  Салезианцы (SDB)
  Сестры матери Терезы Калькуттской (CSMC)
  Кларетины
  Редемптористы
  Францисканцы (OFMconv) (Братья меньшие конвентуальные)
  Вербисты (SVD) (Общество Слова Господня)
  Паулинки (дочери святого Павла)
Глава 17.Умерший Бог Еврабии
Вместо послесловия. Третий путь
Словарь, или То, что не вошло в книгу
Источники
Использованная литература
Интернет-ресурсы

К читателю
top

Одна из очень интересных, сложных и ярких страниц мировой истории – история взаимоотношений Православной и Католической церквей. Церковь, наверное, – один из самых "нестандартных" общественных институтов, потому что в восприятии самих верующих Церковь – не только религиозный институт, а мистическое Тело Христово, сообщество верных Богу людей, руководимых через иерархию Святым Духом. В Евангелии от Матфея говорится: "Церковь Мою созижду, и врата адовы не одолеют её" (Мф. 16; 18–19). Христос, Основоположник и Глава Церкви, в день сошествия Святого Духа (Пятидесятницы) дал ей особую благодать, которая и сделала самих апостолов Церковью Христовой. И говоря о взаимоотношениях между двумя Церквами, мы не должны забывать, что главный вопрос их диалога – это вопрос о благодати. Всё остальное вторично, хотя крайне важно.

Две тысячи лет тому назад христианская ойкумена сосредотачивалась вокруг Иерусалима, потом – Рима. С основанием императором Константином столицы Константинополь христианский мир начал меняться: у него появились два духовных полюса: Рим, где молился глава епископов западных областей, и Константинополь, в котором молился глава епископов восточных областей Империи. Поначалу их отношения складывались более или менее спокойно: христианство раздиралось всевозможными ересями. К тому же Патриархам приходилось иметь дело с императорами Византии, Папам – с королями-предводителями варварских племён и народов, а политические интересы императоров и королей не всегда совпадали с интересами Церкви. С увеличением числа народов, обращённых в христианство, обе Церкви обогащались новыми обычаями, так как эти народы привносили в новую веру своё восприятие самого христианства, мира и свой уклад жизни.

Со временем расхождения между двумя Церквами становились всё глубже, пока на одном из Соборов 879–880 гг. обе Церкви не признали, что каждая из них вправе следовать своим традициям. Но политическое, а вместе с ним и духовное противостояние усиливалось, и пропасть между ними становилась всё шире.

В 1054 г. в Константинополе между главой посольства Папы Льва IX кардиналом Гумбертом и Патриархом Михаилом Керулларием произошёл церковно-дипломатический скандал, в результате него два иерарха, сначала латинский, а затем и восточный, отлучили друг друга от церкви. Позднее именно этот год и станет считаться переломным в отношениях Церквей, как год рождения "великой схизмы". На II Ватиканском Соборе (1962–1965) Константинопольский Патриарх и Папа Римский попытались повернуть ситуацию вспять, сняв эти анафемы, но это сделано было, по историческим меркам, слишком поздно и повернуть время и историю вспять не могло.

В XVIII в. – в эпоху Просвещения, когда полным ходом шёл процесс секуляризации жизни в Европе, – в отношениях между Церквами наступил перелом. В 1729 г. Конгрегация вероучения запретила католикам участвовать в церковной жизни христиан, не признающих власть Папы. В 1848 г. Папа Пий IX послал обращение ко всем православным, призвав их прийти в Католическую церковь. Ему ответили главы четырех православных Церквей. Именно эта переписка окончательно развела православие и католичество по разные стороны христианских баррикад. А в 1855 г. восточные Патриархи признали недейственным и католическое крещение, и другие таинства Католической церкви.

Православная и Католическая церкви – две наследницы Пятидесятницы – в течение всей своей истории были втянуты в глобальное противостояние европейского Запада и Востока: Первого Рима и Второго Рима; Первого Рима и Третьего Рима; Российской империи и всех остальных держав, СССР и США. Духовная ось Восток–Запад всё больше втягивалась в противостояние другой оси – Север–Юг.

Сейчас, перед лицом меняющегося мира, Европы, отказавшейся от своих христианских корней, перед христианами всех конфессий, в том числе православными и католиками, стоят общие задачи – выжить в новых условиях, сохранить традиции и веру, не дать современным модным веяниям разложить себя изнутри.

Но предложенная вам книга посвящена не истории взаимоотношений двух Церквей, хотя о них, безусловно, будет немало сказано. Не посвящена она и экуменизму, хотя ему нашлось место на ее страницах. Цель книги другая – рассказать о "планетарном католичестве" – современной стратегической доктрине Ватикана – и о том, как оно воплощается на практике. Коснется она и другой темы – пути, по которому обе Церкви могут пойти в совместном противостоянии постхристианству, каждая сохранив при этом свою уникальность.

Чтобы было легче усваивать информацию, книга поделена на три части: самая большая, естественно, содержится в тексте. Вторая часть скромно расположилась внизу страниц в сносках. И, наконец, третья часть выделена в "Словарь, или то, что не вошло в книгу".

Эта книга рассчитана на самого широкого читателя. В связи с этим полагаю необходимым объяснить принципы написания некоторых терминов.

Многозначное слово "церковь" имеет в книге двойное написание. Когда "церковь" обозначает религиозный институт, это слово пишется с заглавной буквы. Если же оно в этом же значении имеет прилагательное, которое определяет религиозную деноминацию, название деноминации пишется с заглавной буквы, а "церковь" – со строчной. Если слово имеет в виду церковь как храм, оно пишется со строчной буквы. Термин "Поместная церковь" всегда обозначает Церковь какой-то конкретной страны или региона.

Слово "Собор", когда оно обозначает всецерковное собрание священнослужителей для принятия важных решений, и в нашей и в западноевропейской традиции, как в духовной, так и светской литературе, пишется с заглавной буквы.

В светской практике сегодня нет чёткой унификации написания слов "патриарх" и "папа". Из уважения к верующим обеих деноминаций и учитывая, что, за редким исключением, в западноевропейской традиции "Папа" пишется с заглавной буквы, оба титула во всех своих вариациях имеют заглавную букву.

Что касается догматических терминов, в одних случаях, например названий таинств, они пишутся со строчной буквы. В других случаях, в знак уважения к верующим, употребляются с заглавной. В названиях документов все термины воспроизводятся по оригиналам.

Святой (Апостольский) престол – второе официальное название города-государства Ватикан для дипломатических сношений, пишется по светским правилам.

Слово "Патриархат" – второе официальное название конкретных православных Поместных церквей, и потому оно пишется с заглавной буквы.

РПЦ – Русская Православная Церковь, и РКЦ – Римская Католическая Церковь при расшифровке всегда имеют заглавные буквы.


Об авторе
top
Мария Евгеньевна НИКИФОРОВА

Историк, преподаватель, исследователь. Специалист по истории Русской Православной Церкви и межконфессиональным отношениям. Автор книги "Преподобный Сергий Радонежский и его традиция в русской истории конца XIV – первой половины XVI вв.".