Одна из очень интересных, сложных и ярких страниц мировой истории – история взаимоотношений Православной и Католической церквей. Церковь, наверное, – один из самых "нестандартных" общественных институтов, потому что в восприятии самих верующих Церковь – не только религиозный институт, а мистическое Тело Христово, сообщество верных Богу людей, руководимых через иерархию Святым Духом. В Евангелии от Матфея говорится: "Церковь Мою созижду, и врата адовы не одолеют её" (Мф. 16; 18–19). Христос, Основоположник и Глава Церкви, в день сошествия Святого Духа (Пятидесятницы) дал ей особую благодать, которая и сделала самих апостолов Церковью Христовой. И говоря о взаимоотношениях между двумя Церквами, мы не должны забывать, что главный вопрос их диалога – это вопрос о благодати. Всё остальное вторично, хотя крайне важно. Две тысячи лет тому назад христианская ойкумена сосредотачивалась вокруг Иерусалима, потом – Рима. С основанием императором Константином столицы Константинополь христианский мир начал меняться: у него появились два духовных полюса: Рим, где молился глава епископов западных областей, и Константинополь, в котором молился глава епископов восточных областей Империи. Поначалу их отношения складывались более или менее спокойно: христианство раздиралось всевозможными ересями. К тому же Патриархам приходилось иметь дело с императорами Византии, Папам – с королями-предводителями варварских племён и народов, а политические интересы императоров и королей не всегда совпадали с интересами Церкви. С увеличением числа народов, обращённых в христианство, обе Церкви обогащались новыми обычаями, так как эти народы привносили в новую веру своё восприятие самого христианства, мира и свой уклад жизни. Со временем расхождения между двумя Церквами становились всё глубже, пока на одном из Соборов 879–880 гг. обе Церкви не признали, что каждая из них вправе следовать своим традициям. Но политическое, а вместе с ним и духовное противостояние усиливалось, и пропасть между ними становилась всё шире. В 1054 г. в Константинополе между главой посольства Папы Льва IX кардиналом Гумбертом и Патриархом Михаилом Керулларием произошёл церковно-дипломатический скандал, в результате него два иерарха, сначала латинский, а затем и восточный, отлучили друг друга от церкви. Позднее именно этот год и станет считаться переломным в отношениях Церквей, как год рождения "великой схизмы". На II Ватиканском Соборе (1962–1965) Константинопольский Патриарх и Папа Римский попытались повернуть ситуацию вспять, сняв эти анафемы, но это сделано было, по историческим меркам, слишком поздно и повернуть время и историю вспять не могло. В XVIII в. – в эпоху Просвещения, когда полным ходом шёл процесс секуляризации жизни в Европе, – в отношениях между Церквами наступил перелом. В 1729 г. Конгрегация вероучения запретила католикам участвовать в церковной жизни христиан, не признающих власть Папы. В 1848 г. Папа Пий IX послал обращение ко всем православным, призвав их прийти в Католическую церковь. Ему ответили главы четырех православных Церквей. Именно эта переписка окончательно развела православие и католичество по разные стороны христианских баррикад. А в 1855 г. восточные Патриархи признали недейственным и католическое крещение, и другие таинства Католической церкви. Православная и Католическая церкви – две наследницы Пятидесятницы – в течение всей своей истории были втянуты в глобальное противостояние европейского Запада и Востока: Первого Рима и Второго Рима; Первого Рима и Третьего Рима; Российской империи и всех остальных держав, СССР и США. Духовная ось Восток–Запад всё больше втягивалась в противостояние другой оси – Север–Юг. Сейчас, перед лицом меняющегося мира, Европы, отказавшейся от своих христианских корней, перед христианами всех конфессий, в том числе православными и католиками, стоят общие задачи – выжить в новых условиях, сохранить традиции и веру, не дать современным модным веяниям разложить себя изнутри. Но предложенная вам книга посвящена не истории взаимоотношений двух Церквей, хотя о них, безусловно, будет немало сказано. Не посвящена она и экуменизму, хотя ему нашлось место на ее страницах. Цель книги другая – рассказать о "планетарном католичестве" – современной стратегической доктрине Ватикана – и о том, как оно воплощается на практике. Коснется она и другой темы – пути, по которому обе Церкви могут пойти в совместном противостоянии постхристианству, каждая сохранив при этом свою уникальность. Чтобы было легче усваивать информацию, книга поделена на три части: самая большая, естественно, содержится в тексте. Вторая часть скромно расположилась внизу страниц в сносках. И, наконец, третья часть выделена в "Словарь, или то, что не вошло в книгу". Эта книга рассчитана на самого широкого читателя. В связи с этим полагаю необходимым объяснить принципы написания некоторых терминов. Многозначное слово "церковь" имеет в книге двойное написание. Когда "церковь" обозначает религиозный институт, это слово пишется с заглавной буквы. Если же оно в этом же значении имеет прилагательное, которое определяет религиозную деноминацию, название деноминации пишется с заглавной буквы, а "церковь" – со строчной. Если слово имеет в виду церковь как храм, оно пишется со строчной буквы. Термин "Поместная церковь" всегда обозначает Церковь какой-то конкретной страны или региона. Слово "Собор", когда оно обозначает всецерковное собрание священнослужителей для принятия важных решений, и в нашей и в западноевропейской традиции, как в духовной, так и светской литературе, пишется с заглавной буквы. В светской практике сегодня нет чёткой унификации написания слов "патриарх" и "папа". Из уважения к верующим обеих деноминаций и учитывая, что, за редким исключением, в западноевропейской традиции "Папа" пишется с заглавной буквы, оба титула во всех своих вариациях имеют заглавную букву. Что касается догматических терминов, в одних случаях, например названий таинств, они пишутся со строчной буквы. В других случаях, в знак уважения к верующим, употребляются с заглавной. В названиях документов все термины воспроизводятся по оригиналам. Святой (Апостольский) престол – второе официальное название города-государства Ватикан для дипломатических сношений, пишется по светским правилам. Слово "Патриархат" – второе официальное название конкретных православных Поместных церквей, и потому оно пишется с заглавной буквы. РПЦ – Русская Православная Церковь, и РКЦ – Римская Католическая Церковь при расшифровке всегда имеют заглавные буквы. Мария Евгеньевна НИКИФОРОВА Историк, преподаватель, исследователь. Специалист по истории
Русской Православной Церкви и межконфессиональным отношениям.
Автор книги "Преподобный Сергий Радонежский и его традиция
в русской истории конца XIV – первой половины XVI вв.". |